вт
19
июня
первая полоса
Анна Логиновская
Специальный корреспондент
Инновации в малом бизнесе
9 августа, в пресс-центре РИА Новости прошла пресс-конференция "Малый бизнес и инновации: проблемы, перспективы, стимулы"
10 2011 14:50
Участники пресс-конференции

В мероприятии приняли участие Татьяна Комиссарова, основатель и руководитель Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшей школы экономики"; Александр Волчек, генеральный директор компании "Мегаплан"; Наталья Золотых, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"; Михаил Смолянов, директор по развитию компании "Мегаплан", один из ее создателей; Виктор Малай, вице-президент "Национального агентства технологической поддержки предпринимательства" ("ИНТЕХ").

Целью пресс-конефренеции было составление совместного заявления о повышении эффективности малого бизнеса в России.

Первой слово взяла Наталья Золотых. По ее словам количество малых предприятий с каждым годом увеличивается, но 75% из них занимаются торговлей и не готовы внедрять какие-то инновационные решения, из-за чего темп роста малого бизнеса в целом существенно замедляется.

Затем Александр Волчек рассказал о преимуществах "Мегаплана" для предприятий малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день компания является лидером в области предоставления программного обеспечения малому бизнесу как услуги, имея 25% существующего рынка. Сейчас компания "Мегаплан" готова предложить рынку не только коммерческие продукты, но и опыт, экспертизу и помощь в области создания и развития бизнеса, автоматизации процессов управления и продаж.

Татьяна Комиссарова, вернувшаяся недавно из длительной командировки по России, рассказала, как обстоят дела в сфере СМБ в регионах. Она привела в пример Вологодскую область, где фермеры, пытающиеся наладить собственный бизнес, сталкиваются с двумя проблемами:

  1. Они не могут оценить перспективность коммерциализации;
  2. Они не знают, как выйти на потребителя.

Следовательно, чтобы создать предпринимательскую активность в сельской местности, необходимо, по мнению Татьяны, повысить финансовую грамотность населения и буквально научить фермеров пользоваться современными технологиями, т.к. многие из них даже не представляют, как применить возможности Интернет в их бизнесе.

75% предприятий малого бизнеса не готовы внедрять инновационные решения

Михаил Смолянов вкратце рассказал, как они со своей стороны работают с потенциальными потребителями продукта. Сертификаты для доступа в систему раздаются на различных мероприятиях, посвященных стартапам, таким образом "Мегаплан" пытается внедрить свое решение в бизнес с самого его основания, воспитать своего потребителя.

Несколько слов Михаил сказал и о системе безопасности этой системы: "Мы занимаемся шифрованием данных, и доступ к ним имеет ограниченное число людей. Мы также стараемся сделать свою систему безопасной, придерживаться уровня больших компаний. Все наши сервера продублированы, т.е. данные пишутся на два сервера, и даже если один из них упадет, "Мегаплан" останется работоспособным".

Пресс-конференцию завершил Виктор Малай, который говорил об особенностях современного инновационного общества, его внутренних процессах и составляющих. Так, по его словам, основным объектом переработки в этом обществе служит информация, а не сырье. А главной движущей силой является Идея и Созидатель. Только в этом случае бизнес, функционирующий в индустриальном обществе, будет приносить постоянную прибыль. Деятельность должна не оптимизироваться, а упреждающе адаптироваться под условия, используя инновационные решения (Идеи).

В заключении дискуссии участники представили список рекомендаций Правительству РФ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России:

"На сегодняшний день только 7% предприятий малого бизнеса используют хоть какую-то автоматизацию бизнес-процессов. Доля частных предпринимателей, пользующихся программным обеспечением для управления своим бизнесом, в разы меньше. А ведь именно в этом – в инновационном подходе к управлению делами, деньгами и сделками, скрыт огромный потенциал роста для малого бизнеса.

Несколько лет назад массовая автоматизация бизнес-процессов малых предприятий России была практически неосуществима, требовала вложения огромных средств и активного участия государства. Сегодня с развитием «облачных» технологий достаточно доброй воли одной инновационной компании, чтобы возможность автоматизировать процессы управления, учета и взаимодействия стала реальностью для миллионов малых предприятий и предпринимателей.

Компания "Мегаплан" предоставила малому бизнесу такие возможности, предложив свое программное обеспечение в бесплатную бессрочную аренду всем организациям с численностью сотрудников до 7 человек.

Инновационный бизнес сделал свой шаг, предложив инструмент повышения рентабельности малого бизнеса. Теперь дело за средствами массовой информации, общественными организациями и государственными структурами – донести этот инструмент до широких масс предпринимателей".

Корреспонденту EGZT.ru удалось задать несколько вопросов Наталье Золотых, являющейся научным консультантом и научным руководителем ряда крупных международных аналитических исследований, реализованных в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Всемирного Банка, Комитета НАТО по Общественной Дипломатии, UNIDO, Британского Совета, Посольства Франции, Европейской Комиссии и Европейского Патентного Ведомства.

- Наталья, должна ли быть господдержка, стимулирующая внедрение инновационных решений в СМБ? В чем она должна заключаться?

- Я думаю, что процесс внедрения коммерциализации самый сложный, и господержка должна быть. Если ее нет, то никто не пойдет и не возьмет на себя риск и затраты, связанные с внедрением. Это те финансовые механизмы, которые уже отработаны во всем мире. Если мы говорим о самых начальных этапах, то, наверное, государство должно давать определенные деньги на внедрение, которое связано с подготовкой бизнес-плана, изучением рынка и пр. Это финансирование должно быть параллельным. Я знаю, что очень многие компании, бизнес которых связан с опытами, уводят его в Канаду. Потому что, чтобы адаптировать результаты исследований к реальным потребностям рынка, необходимы деньги. А в Канаде очень развито это партнерство. Эти механизмы можно разработать и у нас.

- То есть, я правильно понимаю, что сейчас государство оказывает поддержку традиционному СМБ, а инновационные бизнесы поддерживаются только венчурными инвесторами?

- В целом да. Но существует еще одна форма господдержки - субсидии. Проблема в том, что они не всегда доступны малому бизнесу из-за того, что критерии конкурсов сформулированы так, что малому бизнесу очень сложно получить эти субсидии. Я какое-то время назад участвовала в качестве эксперта в отборе таких проектов. Сама программа оценки этих проектов составлена таким образом, что больше баллов ты набираешь не на том результате, который предполагается достичь по завершению исследования, а именно на формальных критериях – количеству сотрудников, их качественному составу и пр. Поэтому получается, что по факту малое предпринимательство отрезано от поддержки.

Еще одна проблема заключается в том, что все эти программы должны быть долгосрочными и стабильными, они не могут меняться каждый год или каждый месяц. Если я сегодня запускаю проект, я должна четко понимать, где и какую поддержку я могу получить. Почему, предположим, тот же Фонд Бортника имеет такую популярность? Это действительно фонд, который живет уже много лет. И компании, которые туда приходят, точно знают, что этот фонд в будущем точно так же будет существовать. Понятны механизмы этой поддержки.

- Другая сторона этого вопроса – готова ли сфера СМБ к инновациям?

- Это очень важный вопрос. Моя позиция заключается в том, что мы должны формировать эту потребность. Если посмотреть статистику, то у нас только 15% компаний, т.н. инновационно-активных – им нужны новые продукты, новые знания, новые кадры и пр. И мы должны показывать их удачный опыт – вот они сделали это и достигли этого. Малый бизнес не привык рассказывать о своих победах и поражениях. Задача государства – показать эти успешные примеры, рассказать о том, чего могли бы достичь другие, используя эти инновационные инструменты. Мы должны повышать уровень осведомленности и культуру предпринимательства.

Поделиться ссылкой в:
Facebook Мой мир на Мail.ru Одноклассники ВКонтакте Google Bookmarks Twitter
Версия для печатиВставить в блог

читайте также