ср
17
января
первая полоса
Московский урбанистический форум 2013: идеи, решения, планы и новации
С 5 по 7 декабря в Москве состоялся III Московский урбанистический форум «Мегаполисы: развитие за пределами центра».
13 2013 13:41

Международная конференция в области градостроительства, урбанистки и смежных дисциплин ежегодно проходит в Москве под эгидой Правительства Москвы. Ключевая тема в этом году - «Мегаполисы: развитие за пределами центра». Международный партнер форума - Urban Land Institute. Участие принимали около 3000 делегатов из 35 стран мира. За 2 дня спикеры и участники мероприятия провели 20 панельных сессий и 4 пленарных заседания, обсудив развитие современных мегаполисов.

Сергей Собянин выступил на Московском урбанистическом форуме 2013
Открывая утренние пленарные заседания первого и второго дня Форума, глава Москвы Сергей Собянин сообщил, что общий объем годовых инвестиций в экономику российской столицы в этом году достигнет $35 млрд. «Завершена ревизия градостроительных решений и отменено строительство около 25 миллионов квадратных метров недвижимости, которая в случае постройки крайне ухудшила бы городскую среду», - отметил глава города и добавил, что доля вводимой на новых территориях Москвы недвижимости с каждым годом будет увеличиваться. Около 80% городских ресурсов правительство направляет в развитие периферийных районов, в которых, напомнил столичный градоначальник, проживает две трети населения города.

Сергей Собянин перечислил конкретные меры по улучшению транспортной ситуации в перегруженной Москве: в этом году запущено 12,5 км линий метро, построено 72 км новых дорог, закончена реконструкция 5-ти вылетных магистралей, в стадии строительства еще порядка 30 новых станций метрополитена, строится вторая кольцевая линия, запланировано создание 135 транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, начата реализация проекта реконструкции Московской железной дороги, интегрированной с метрополитеном. В ближайшее время Московский метрополитен намерен закупить около трех тысяч современных вагонов, к участию в конкурсе приглашаются все ведущие мировые производители. По словам мэра, в ближайшем будущем число районов со станциями метро в шаговой доступности существенно увеличится, а проблему перегруженности центра планируется решить с помощью хордовых сообщений.

800 миллиардов на ликвидацию пробок и бесплатные парковки по праздникам
Заместитель главы города в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов заявил, что Москва потратит на борьбу с пробками до 2020 г. 800 млрд рублей. Руководитель озвучил также новости и о платной парковке в центре Москвы: эту услугу могут сделать бесплатной по выходным и праздникам с 1 мая 2014 г., окончательное решение будет принято в конце декабря. По его словам, более 40% москвичей выступают за введение платных парковок. Одобряют жители Москвы и развитие общественного транспорта. В следующем году, сообщил Максим Ликсутов, в районе Измайлово начнется эксперимент по изменению сети общественного транспорта с увеличением числа остановок и количества автобусов. В случае успешного проведения эксперимента подобная маршрутная сеть распространится на всю Москву. Кроме того, в столице в ближайшее время появится ситуационный центр по управлению городским общественным и личным транспортом.

Новые территории Москвы станут более комфортными
В свою очередь, и.о. руководителя НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина сообщила, что схема развития Московского транспортного узла может быть утверждена в конце 2013-го - начале 2014 г. после того, как она получит одобрение в Правительстве РФ, а также в правительствах Москвы и области. Программа развития Московского транспортного узла запланирована до 2020 г., первая очередь - до 2016 г. По словам Нигматулиной, в схеме учтены новые территории Москвы, а также ключевые точки, относящиеся к Московскому транспортному узлу, например, аэропорт Домодедово. Так, детально проработана улично-дорожная сеть и связность территорий. Заместитель Сергея Собянина по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин сказал, что в Московском регионе будет построено 250 км дополнительных железнодорожных путей, причем около 100 км из них пройдут по территории города и будут введены в эксплуатацию в течение 5-6 лет.

Москва и область должны максимально объединиться с точки зрения градостроительного развития, убежден Марат Хуснуллин. «Если говорить о периферии Москвы, то нужно подразумевать Московскую область, потому что реальный город не соответствует существующим административным границам: жители перемещаются, пользуются различными услугами, работают, невзирая ни на какие границы», - отметил он. Работа по объединению градостроительных планов двух субъектов уже началась. На территории промзон власти Москвы в этом году приняли решения построить 12 млн кв. метров жилой и иной недвижимости (4 млн кв.метров уже застраивается). Чиновник отметил, что в течение 20 лет власти Москвы намерены организовать на новых территориях 1 млн рабочих мест и создать город на 1,5 млн жителей. «Только за этот год было создано около 30 тысяч рабочих мест на новых территориях», - уточнил он. Комментарий редакции предоставил Илья Вячеславович Заливухин, генеральный директор архитектурно-градостроительной компании "Яузапроект" : "В основе развития Московской агломерации лежит принцип организации территории города как полицентричной системы районов. Центрами и ценными территориями этих районов являются улицы и проспекты, парки, лесные массивы и водоемы. Модернизацию и развитие незастроенных промышленных территорий и территорий вдоль ж/д необходимо проводить одновременно с организацией нового транспортного каркаса полноценной скоростной системы общественного и личного транспорта. В свою очередь, существующие улицы и проспекты города, на данный момент полностью занятые транзитным транспортом, могут быть преобразованы в полноценные проспекты и бульвары. Внутри этих районов приоритет должен быть отдан жителям, пешеходам, велосипедистам, внутриуличному общественному транспорту и развитию общественных функций в первых этажах зданий. Это позволит создать естественное развитие полицентричной городской среды и ее качественное развитие и улучшение в будущем. Новый генплан города должен предусматривать комплексное и полноценное развитие всех территорий на основе овременного скоростного транспортного каркаса общественного и личного транспорта. Связанность данных территорий между собой обеспечивает развитие всей системы полноценных частей агломерации".

Важно мнение каждого жителя
Сессии форума были посвящены также увеличению активности граждан в общественно важных делах и принятию решений. Заместитель мэра, руководитель аппарата мэра и правительства столицы Анастасия Ракова рассказала, что в столице разрабатывается новый стандарт проведения публичных слушаний: власти планируют привлекать к слушаниям не только местных жителей, которых стройка затрагивает непосредственно, но и жителей тех районов, которые будут являться пользователями этого объекта в будущем. Новый стандарт планируется активно внедрять в следующем году. Кроме того, отметила Анастасия Ракова, около десяти новых сервисов станут доступны до конца года на портале «Открытые данные».

Развитие инноваций
В рамках форума подписано соглашение о сотрудничестве между Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и акционерным коммерческим банком «Московский Индустриальный банк». Такого рода взаимодействие направлено на развитие промышленной и инновационной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов управляющих организаций и резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков города Москвы. Соглашение подписали: Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров и начальник Московского регионального управления Банка Наталья Шабунина.

Исследование «Археология периферии»
Ключевым стержнем большинства дискуссий Московского урбанистического форума 2013 стали результаты международного исследования «Археология периферии», которое стартовало в марте этого года и было проведено группой российских и зарубежных экспертов специально для форума. В исследовании подробно рассматривались 5 векторов городского развития – экономика, данные, общество, культура и политика. В фокусе внимания экспертов оказались районы Москвы, расположенные между Третьим транспортным кольцом и МКАД, а также окраины таких городов как Пекин, Стамбул, Мехико, Джакарта, Париж, Чикаго, Сан-Паулу и других мегаполисов. Результаты исследования легли в основу книги - почти 500-страничный том, иллюстрированный графиками, картами, фотоматериалами. Исследование переведено на английский язык и будет доступно для скачивания на сайте Форума. 5-7 декабря в «Манеже» работала выставка, посвященная исследованию.

Проект «Чего хочет Москва»
Другой новацией форума стал краудсорсинговый проект «Чего хочет Москва». 84 лучшие идеи-концепции визуализированы и представлены в экспозиции. Исследование проводилось с июня 2013 г. Институтом «Стрелка» при поддержке Московского урбанистического форума и девелоперской компании «Сити - ХХI век». Задача проекта: объединить обычных жителей города, архитекторов и дизайнеров для выработки совместных решений для конкретных районов Москвы. Всего в ходе эксперимента собрано более 2000 идей по преобразованию города.

Идеи инфраструктурных технологий от Siemens для развития агломераций
В рамках форума Siemens предложила свое видение на решение городских проблем. В своем отчете «Новая Москва: инфраструктурные технологии Siemens для развития агломерации», представители Siemens отметили, что устойчивое развитие городов является одним из приоритетных направлений в деятельности компании. Так, в Лондоне успешно работает центр компетенций Siemens «Кристалл», специалисты которого занимаются исследованиями городов и разработкой необходимых технологий для их успешного развития. Руководитель «Кристалл» Мартин Пауэлл в качестве спикера на сессии «Экология мегаполиса» обратил внимание на необходимость развития городской инфраструктуры в условиях роста городов и населения, а также на возможные сценарии действия в случае стихийных бедствий.

Siemens презентовал свои идеи для развития периферийных районов столицы, улучшения качества жизни в них, формирования комфортной городской среды за пределами центра. Для решения проблем, таких как увеличение территории города вдвое, демографическое давление, быстрый переход экономики на систему услуг с высокой добавленной стоимостью, требуется комплексное планирование землепользования, развитие транспортной, водной и энергетической инфраструктур. В отчете компании оцениваются проблемные зоны существующей инфраструктуры, связанные с ростом Москвы, и рассматривается ряд концептуальных планов, которые могли бы лечь в основу градостроительной концепции мегаполиса. В частности, разработано решение: как с помощью скоростной электрички, достигающей 150 км/ч, соединить Новую Москву с центром столицы. Одним из приоритетных направлений Siemens видит устойчивое энергоснабжение территорий. Для этого могут быть использованы «интеллектуальные сети» (Smart Grid). Эксперты компании также указывают на необходимость модернизации существующей системы водоснабжения, реконструкцию общественных зданий и строительство новых уже по международным стандартам. Это поможет повысить экологические показатели города и улучшит качество жизни в Москве.

Форум завершился фестивальным днем
Ярким завершением форума стал городской фестиваль, который прошел 7 декабря на 23 площадках за пределами Садового кольца. Более 30 мероприятий, посвященные теме «Мегаполисы: развитие за пределами центра», собрали тысячи горожан. Социально-культурная программа третьего дня включала в себя выставки, дискуссии, круглые столы, лекции, воркшопы, детские праздники, кинофестивали и выступления творческих работников, так называемые форматы «Pecha-Kucha».

В третий день были представлены презентации городских инициатив жителей, а участники рассказали, как сделать городское пространство лучше. Состоялся и круглый стол «Инициативы за пределами Садового кольца». На круглом столе выступили: Вероника Комарова из проекта «Партизанинг», Андрей Сидоров, АНО Спортивный клуб Яуза, Елена Саркисова, начальник Окружного управления культурной и молодежной политики Юго-западного административного округа города Москвы, Екатерина Котова, заместитель директора «Московского агентства по развитию территорий средствами культуры», Петр Иванов, научный сотрудник Высшей школы урбанистики, научный редактор портала UrbanUrban.ru, Ольга Кизина, заместитель директора «Центра поддержки социокультурных проектных инициатив «Творческая Москва», Анна Шведунова, компания City ХХI, Евгения Колесова, руководитель Департамента экономического анализа и исследований Института территориального планирования «Урбаника».


 

Поделиться ссылкой в:
Facebook Мой мир на Мail.ru Одноклассники ВКонтакте Google Bookmarks Twitter
Версия для печатиВставить в блог

читайте также