промышленность
Эх, прокачу: российские беспилотные автомобили появятся в 2018 году?
Вице-премьер России Аркадий Дворкович пообещал, что беспилотные автомобили российского производства покажут на чемпионате мира по футболу 2018 года. Но будут ли они действительно российскими и по-настоящему беспилотными?
12 октября 2017 13:06

«С радостью хочу сообщить, что Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», — рассказал он во время своего недавнего визита в Японию.

В России и правда, хотя и с некоторым отставанием от мировых лидеров отрасли, всерьез взялись осваивать новые технологии в автопроме.

В июле нынешнего года премьер страны Дмитрий Медведев пообещал ввести налоговые льготы и экспортные стимулы для производителей компонентов электромобилей в России и заявил, что в 2017 году для поддержки проектов по созданию беспилотных автомобилей выделено 600 млн рублей. Сумма, конечно, смехотворная: на бесконечный ремонт дорог, по которым должны передвигаться эти автомобили, в России тратится несоизмеримо больше. Но это все же лучше, чем ничего.

Напомним, что первые эксперименты по созданию беспилотных авто начались еще в конце 80-х годов прошлого века: компания Mercedes-Benz предприняла такие попытки вместе с Bundeswehr University Munich. Эксперимент не удался: технологии были тогда более чем несовершенны.

Активные разработки беспилотных автомобилей начались два года назад. Например, в октябре 2015 года электрокары Tesla Model S, оборудованные сонарами и радарами, получили функцию адаптивного круиз-контроля. Однако полностью беспилотными их назвать нельзя: в соответствии с классификацией, разработанной Сообществом автомобильных инженеров, Tesla Model S соответствует второму уровню из шести, когда система может быть отключена, а водитель должен реагировать, если система не справляется. Пренебрежение этими условиями полтора года назад привело к первому и пока, к счастью, единственному ДТП, в котором погиб водитель, когда автопилот не смог затормозить вовремя.

Сегодня о своих планах по разработке беспилотных автомобилей объявили не только практически все ведущие автопроизводители, но и ИТ-компании, в частности, Google и Uber.

Торопится и Яндекс, который сейчас проводит испытания программного обеспечения для беспилотных автомобилей на базе гибридной Toyota Prius+.

Однако пока наиболее успешными стали разработки в области общественного транспорта: например, автобус, разработанный компанией Navya, уже был испытан в начале нынешнего года на улицах Лас-Вегаса. Есть похожие проекты и в других странах.

Пока не очень понятно, что же покажут на Чемпионате мира по футболу. Источники в отрасли сомневаются, что это будет автомобиль от компании Яндекс.

К тому же, не вполне ясно, насколько справедливо такой автомобиль называть российским: оборудование для беспилотных автомобилей в России пока не выпускается, а только разработки ПО вряд ли достаточно, чтобы считать его по-настоящему отечественным. «Российский беспилотник» может оказаться настолько же российским, как и смартфоны YotaPhone.

Есть и другие сомнения.

«Если в заявлении идет речь о проезде существующей модели электробуса на дистанционном управлении от точки А до точки Б, то эта задача решаема, но термины „беспилотный“ и „искусственный интеллект“ применять в этом случае некорректно», — рассказала EGZT.ru президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова.

По ее мнению, «если все же говорить о беспилотниках, то заявление, скорее всего, носит декларативный, а не организационно-финансовый характер».

«Если имеется в виду все-таки использование во время Чемпионата мира по футболу 2018 года беспилотных автомобилей, то технологические возможности для решения этой задачи есть, — в то же время заявила Ольга Ускова. — У Cognitive Technologies существует продвинутый функционал, позволяющий безопасно перевозить гостей футбольного форума в автономном режиме. Однако для этого необходимо определить конкретный тип автомобиля, который будет использован в проекте и на который будет установлена интеллектуальная система управления. Кроме того, обязательно проведение детального тестирования прототипа авторобота в реальных условиях или максимально близких к реальным. Сегодня мы об этом ничего не знаем».