сб
22
июля
наука
ВИТАЛИЙ ЮРАШЕВ
Кандидат физико-математических наук
Духовные основы нравственной экономики
В настоящее время в экономике ударение делается на способах, обеспечивающих быстрый и стабильный рост производства и потребления. Такая настойчивость может оказаться опасной, поскольку забываются нравственные принципы человеческого поведения. Экономический рост - лишь средство для достижения конечных целей, которые стоят не на уровне общества, а на уровне индивида. Ведь человек неоднократно задает себе вопрос о смысле жизни, о своем поведении, о совести, которая обличает его ежеминутно.
16 февраля 2012 16:57
Комментарии:
4

Проанализируем экономическую политику общества без учета его нравственной составляющей, т. е. современный взгляд на экономику. Страна, в которой доход каждого растет - счастливая страна, страна, в которой средний доход растет быстро, но увеличивается неравенство доходов - идет навстречу гибели, страна, в которой средний доход падает, но увеличивается быстро неравенство доходов - живет только потому, что людям хочется жить.

Основа экономической политики любого государства - координация роста доходов различных ее членов. Итак, может ли быть справедливым доход, который получает каждый человек?

Принцип "каждому по его потребностям" наполнен социальной справедливостью (заменяется закон более сильного на закон более нуждающегося). Возражения: нет заинтересованности в труде: каждый получает заранее определенный и гарантированный доход. На практике более широко применяется закон "каждому по его труду" - явное отступления общественной мысли от достижения равенства, хотя существует при этом определенное согласие с понятием справедливости распределения. Таким образом, при отсутствии справедливости равенства, человек довольствуется справедливостью распределения. Однако, на самом деле, в нашей жизни имеет место совершенно другой закон: " каждому в соответствии со стоимостью, созданной его трудом". Но опять неудача: как может, например, шахтер, добывающий уголь, согласиться на меньшее, чем шахтер, добывающий железную руду. Выход, кажется, лежит на поверхности - передать часть доходов одних - другим и можно установить справедливость распределения. При таком подходе теряется эффективность отрасли. Например, если повышается зарплата шахтеров - угольщиков, то уголь дорожает, его покупают меньше и отрасль живет лишь за счет субсидий.

Обобщая, можно сказать, что экономическая система имеет свои собственные законы эволюции и отбор тех, кто умеет приспособиться, и функционирует на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены и зарплата. Искажение этих переменных (за равный труд - равная зарплата) грозит тяжелой потерей в эффективности. Тем не менее, общество не может закрывать глаза на важность справедливого распределения одновременно и самих доходов, и прироста доходов. Однако все попытки создания стратегий, касающихся хотя бы изменения доходов, т. е. стратегии распределения плодов экономического роста, не эффективны. Необходимо подчеркнуть, что это касается политики всех доходов. К несчастью, государство видит в ней лишь способ торможения инфляции. В этом случае достаточно положить конец росту заработной платы, но таким образом можно прийти к усугублению социального неравенства во имя политики доходов.

И, наконец, самая главная опасность заключается в том, что экономическая машина ускоряет свое собственное движение и увлекает человека в направлении, которое им самим не было выбрано свободно. Ничего не следует так бояться, как глумление над нравственными законами.

Представляет ли собой экономический рост желаемую цель? Для индивидуальных и коллективных потребностей, которые необходимо удовлетворять и которые кажутся такими многочисленными, ответ может быть только утвердительным. Однако достижение этой цели должно осуществляться только при восстановлении чистоты морального закона, как высшего основания наших принципов и поступков.

Поясним нашу мысль следующими соображениями. Ставшее навыком твердое решение исполнять свой долг называется добродетелью. На начальной стадии эволюции образа чувств добродетельные люди готовы быть твердыми в исполнении долга (но не из чувства долга). Например, неумеренный возвращается к умеренности ради здоровья, лжец - к истине ради чести, несправедливый - к гражданской честности ради покоя или выгоды и т. д.

Нравственная экономика должна способствовать всеобщему счастью в мире, соединенному чистейшей нравственностью и сообразному с ней, поскольку высшее возможное в мире благо состоит в соединении и согласии счастья и радости человека самих по себе и их моральности.

Обсудим основные моменты поведения человека, способствующие становлению нравственной экономики:

1) Собственное совершенство есть цель, которая в то же время долг. Мы говорим о совершенстве для содействия поставленной разумом цели, т. е. о долге культивировать первоначальные задатки своей природы. В нашем лице человечество имеет разумную волю и, стало быть, долг приобрести способность для осуществления всевозможных целей. Развивай свои силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них когда-нибудь станут твоими.

2) Счастье другого как цель, которая в то же время долг. Благодеяние - большой простор для действия, которое способствует благополучию других. Я должен пожертвовать частью своего блага не надеясь на вознаграждение, так как это мой долг. Установить цену - величину этой жертвы невозможно. Что такое благотворение есть долг следует из того, что мы хотим и должны быть любимыми (а в необходимых случаях получать помощь), следовательно, мы делаем себя целью для других. Иными словами благодеяние является пригодным в качестве всеобщего закона, т. е. мы должны сделать счастье других своей целью.

3) Самоограничение физического потребления. Основания: а) невозможность удовлетворения постоянно растущей потребности человека (энергетические, нравственные, экологические ограничения); б) все возрастающая тревога за жизнь; отсутствие должной безопасности; в) потерянные чувства радости, счастья в повседневной жизни; г) озлобленность людей друг на друга и на всеобщую несправедливость.

Вывод: революция в образе мыслей, т. е. возрождение общества и постепенный переход на позиции нравственной экономики.

Первые шаги: предположим, что при каждом уровне производства Q существует величина потребления C = C (Q), отвечающая желаниям потребителя. Эта функция возрастает с ростом дохода, т. е. 0<dC/dQ<1.

Представим C в виде суммы C (Q) = C1(Q)+ C2(Q), где C1 - личное потребление, которое остается постоянным на некотором уровне у каждого человека, соответствует его представлению о достатке и корректируется в зависимости от его нравственного совершенства. При этом все СМИ способствуют конкуренции в благородных поступках и поддерживают в своих передачах самоограничение физиологического потребления (особенно у людей с большим достатком). Всячески превозносится духовная составляющая человеческой жизни.

C2 (Q) потребление "лично-общественное". В этом потреблении заинтересованность и участие человека выражается в:

1) Поддержке мероприятий по улучшению экологической обстановки в местах его проживания (деньгами, личным участием в работе, рабочей силой техникой, материалами).

2) Финансирование работ по улучшению экологии в районах "бедствий". При этом часть спасенной территории должна быть отдана в качестве личной собственности людям, осуществляющим участие в этих мероприятиях.

3) Финансирование научно-технических работ. Для этой цели нужно создать банк данных всех научных направлений и работ, нуждающихся в финансовой и интеллектуальной поддержке. Кроме того, необходимо создать банк данных из людей, желающих принять участие в финансировании НИР и НИС и определить круг проблем, которые их интересуют.

4) Заботе о подрастающем поколении через: а) финансирование передач и публикаций, создающих в обществе нетерпимые условия проживания людей, не заботящимся о своих детях; б) быстрое и качественное обустройство детских домов и приютов; в) эффективную поддержку всех мероприятий по улучшению жизни брошенных детей. В обществе не должно быть бездомных детей!

5) Организации помощи ведущим специалистам в области образования, нравственного воспитания, профессионального обучения и обучения всевозможным ремеслам (особенно народным), спортивном и физическом развитии. Одаренные дети должны быть предметом гордости нации, а не объектом зависти бездарных и наглых людей. Они должны пользоваться нашим пристальным вниманием и поддержкой. Наша задача сделать из них нравственную и интеллектуальную славу великой России.

6) Помощи обездоленным, больным, плененным, и проявлении сердечного беспокойства об их страшной физической и нравственной ущербности в этой жизни.

7) Поддержке изобретателей и конструкторов для создания экологически чистых производств.

Кроме того предусмотреть обязательный отчет каждого человека за: а) процент израсходованного капитала на "общину", храмы; б) исповедью и причастием для православных; в) благодеянием в больницах, тюрьмах, детских домах, домах для престарелых и т.д.

Выше перечисленные действия каждого активного члена общества изменят структуру производства и потребления. Инвестиционные вложения капитала и рынок потребления хорошо прогнозируются, поскольку понятны основные направления общественного развития.

Церковь не может быть отделена от Государства так же неразлучимы духовные и физические начала человека.

Государственная помощь в достижении перехода к нравственной экономике должно осуществляться через: а) Быстрое и качественное изменение работы СМИ, редакций, издательств, с тем, чтобы способствовать становлению нравственно чистой жизни членов общества; б) Финансовой и законодательной поддержке достойных проектов; в) Всяческую пропаганду жизни людей, ведущих праведный образ жизни.

В заключение необходимо подчеркнуть, что представленные "основы нравственной экономики" могут иметь реальные возможности практического осуществления только при наличии организации, программным девизом которой было бы нравственное очищение ее членов.

Началом объединения таких людей, на наш взгляд, должны служить основы морального катехизиса, как учения об обязанностях добродетели.   И, наконец, мы не столь самонадеянны, чтобы обращаться к публике с техническими терминами, свойственными ученой речи; с нами И. Кант:

"Моральное восприятие человека

начинается не с исправления нравов, а с

преобразования образа мыслей и

утверждения характера ..."

Теги: экономическая политика, государство, доход, нравственное очищение

Поделиться ссылкой в:
Facebook Мой мир на Мail.ru Одноклассники ВКонтакте Google Bookmarks Twitter
Версия для печатиВставить в блог

читайте также
Комментарии:
4
Ольга / 16.02.2012 17:41
Действительно интересная и необычная статья...заставляет о многом задуматься!
Илья / 16.02.2012 17:49
Поражает глубина мысли автора. Статья пронизана волнением о будущем страны.
Андрей / 22.02.2012 12:03
что то сложновато для меня (
Johnelle / 31.12.2016 07:57
That insight solves the prembol. Thanks!
ответить | ответить с цитатой

фото недели

Николай Никифоров поздравил радиожурналистов с 85-летием иновещания, 29 октября 2014 года, Москва

новости дня

все новости


Яндекс цитирования
вход на сайт
войти закрыть
регистрация

Заполните поля в приведенной ниже форме, обращаем ваше внимание, что все поля являются обязательными для заполнения!

Имя:   Фамилия:
E-mail (является логином):   Пароль:
Введите символы с картинки:
готово закрыть