пт
21
сентября
первая полоса
Гавриэль Фельдман
Специальный корреспондент
Казахстан инновационный
В рамках выставки "20 лет СНГ: к новым горизонтам партнёрства", проходившей на днях в Москве, Кахастан представил уникальную разработку - Электронный информационно-маркетинговый центр, позволяющий "синхронизировать" бизнесы всех стран Содружества
12 2011 14:09
Айдар Казыбаев, председатель Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан

С 28 июня по 3 июля в Москве проходила выставка "20 лет СНГ: к новым горизонтам партнёрства", на которой, помимо различных проектов и инициатив разной степени реализации по самому СНГ, были представлены национальные экспозиции 10 постсоветских государств, входящих в Содружество, а также Союзного государства России и Белоруссии (существующего пока что скорее в форме различных деклараций). В качестве основных целей выставки были, в частности, заявлены развитие межгосударственного сотрудничества в экономической, социальной и гуманитарной сферах и помощь в формировании позитивного инновационного и инвестиционного имиджа государств-участников СНГ.

Организаторами выставки выступили правительства стран-участниц Содружества, а также руководящие органы СНГ - Исполком, Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и Совет руководителей торгово-промышленных палат стран-участниц. Оператором выставки выступило ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" (ВВЦ), на территории которого и проходила выставка, что недвусмысленно указывает на желание ВВЦ "вернуться к истокам" - осовременить и активно использовать легенду "отцовского" бренда ВДНХ, с его национальными павильонами союзных республик – теперь под флагом СНГ.

На общем фоне выделялся стенд Казахстана, в экспозиции которого были представлены реальные предложения конкурентоспособных предприятий и обилие высоких технологий. Корреспонденту EGZT.ru удалось пообщаться с Айдаром Казыбаевым, председателем Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан.

- Казахский стенд выглядит лаконично, но при этом очень по-деловому. Вы показали много предприятий, связанных с технологиями. Все это в ущерб национальным костюмам, декоративно-прикладному искусству, продукции казахских издательств и прочим вещам, которые широко представлены на соседних стендах...

- Мы продолжаем шить национальные костюмы, но сегодня ключевым параметром успеха является выход на новый уровень промышленного и индустриального развития. Поэтому мы решили сосредоточиться именно на тех проектах, которые показывают Казахстан по итогам двадцати лет развития, чтобы стало видно, остались ли мы на уровне тюбетейки и юрты, на уровне энергоемких и малоэффективных производств, или смогли подняться выше. Поэтому акцент был сделан именно на инновационные предприятия, которые наладили выпуск продукции. Здесь присутствуют компании, которые способны успешно конкурировать на рынке нано- и биотехнологий, а также крупнейшие структурообразующие предприятия, такие как "КазМунайГаз"( Второй по размеру нефтегазовый консорциум в стране – прим. ред.) и "Казакстан Темiр Жолы" (Оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана – прим. ред.), которые берут курс на инновации. В силу специфики выставки, здесь представлены компании, которые вышли или намерены выйти на российский рынок. Может быть, через 5 лет будет другая выставка, где мы покажем наши наиболее успешные компании, работающие на мировой рынок. 

- Центральное место экспозиции Вы отдали под проект EXPO 2017, хотя Казахстан еще не победил в тендере. С чем это связано?

- Мы рассматриваем EXPO как крупнейший национальный проект, по масштабу и значимости вполне сопоставимый с Олимпийскими играми. В случае победы Казахстана мы не просто рассчитываем привлечь в страну дополнительные инвестиции – мы сделаем Астану местом рассмотрения темы "Энергия будущего". Сейчас ученые, занимающиеся проблемами возобновляемой энергии, вынуждены путешествовать по миру, чтобы познакомиться с разработками коллег, поскольку все проекты в этой области очень разрознены. Мы планируем собрать и показать достижения «зеленой» энергетики. Голосование по месту проведения выставки состоится только через полтора года, и мы не единственные претенденты, но я считаю, что Астана имеет все шансы выиграть: мы готовы построить всю инфраструктуру выставки на самом высоком уровне и достойно представить все лучшие достижения мира в сфере "зеленой" энергетики.

ИМЦ

В рамках выставки Казахстан презентовал одну из наиболее интересных своих IT-разработок – портал "Электронный информационно-маркетинговый центр Республики Казахстан" (ИМЦ).

Айдар Казыбаев, ведомство которого выступило заказчиком работ по созданию ИМЦ, объяснил EGZT.ru, что проект ИМЦ – это реализация идеи Исполкома СНГ, которая впервые была озвучена еще лет 15 назад: "Планировалось создать комплексную систему, которая упростила бы бизнес-коммуникации внутри СНГ. Ведь, фактически, после распада СССР каждая из республик с каждым годом все дальше уходила по своему автономному пути развития, и в какой-то момент все осознали негативные последствия этих центробежных процессов. Руководителям правительств хотелось предотвратить дальнейшее разрушение экономических связей и помочь бизнесам снова стали ближе друг к другу, пусть и в рамках какой-то новой модели. И нам удалось построить первую и лучшую в своем роде систему, которая позволит предприятиям эффективно доносить свои предложения товаров и услуг до потенциальных партнеров. Вчера прямо здесь, на выставке, мы подписали с Беларусью соглашение о практических шагах по интеграции наших порталов и о совместной разработке общих требований к ИМЦ, чтобы в будущем в эту единую систему, при желании, могли интегрироваться и другие страны-участницы".

Более подробно о системе рассказал Аскар Байдильдин, директор компании Integrity Systems, осуществившей разработку казахского ИМЦ.

- Аскар, расскажите о сути реализованного вами проекта.

Аскар Байдильдин
Аскар Байдильдин, директор компании Integrity Systems

- В начале нулевых главами правительств стран СНГ было подписано соглашение, которое предусматривало шаги по созданию во всех этих странах информационно-маркетинговых центров. Речь шла об интегрированной международной бизнес-сети. Информационно-маркетинговые центры – это порталы, которые предназначены для развития внешнеторговой деятельности. Мы предоставляем возможность регистрироваться на нашем портале производителям и покупателям. Процедура регистрации необходима лишь для получения доступа к функционалу сайта. В частности, для непосредственной коммуникации с представленными предприятиями. Любой желающий может воспользоваться ИМЦ совершенно бесплатно. Наш портал – открытый, мы не делаем секрета из размещенной на нем информации и наоборот, стараемся раздавать ее всем желающим. Портал сделан на казахском, русском и английском языках, вся информация, которая туда заносится, доступна на всех трех. К созданию центра был привлечен административный ресурс, и теперь наш портал связан с государственными базами юридических лиц.

- Использовались ли вами чьи-то готовые решения, или Вы строили портал с нуля? Что представляет собой казахский ИМЦ сегодня с точки зрения функционала?

- Мы не использовали никакие другие разработки. Безусловно, схожесть с рядом ресурсов есть, но не более того. Портал представляет собой информационный справочник, но с включением функций интернет-магазина, поэтому использовать чьи-то готовые решения мы бы и не смогли – слишком много нюансов возникло при решении поставленной задачи. Например, у нас предусмотрены отправка sms-сообщений, автоматическая загрузка из 1C, загрузка разнотипных файлов, электронные цифровые подписи, интеграция с государственными базами данных и т.д. Мы предлагаем пользователям достаточно много функциональных возможностей, которые позволяют компании открыть на портале свой электронный офис, размещать информацию о своей продукции. Также предприятие может легко сконструировать на портале собственный официальный сайт, если увидит в этом необходимость.

Нами разработаны специальные веб-сервисы, которые позволяют другим торговым ресурсам получать информацию от нас в автоматическом режиме. Мы заложили возможность проведения аукционов, но на данный момент эта опция не используется, поскольку развитие платежных систем на постсоветском пространстве пока не достигло необходимого уровня, существует множество нормативных тонкостей, которые не позволяют нам осуществлять электронные торги между государствами СНГ. Мы очень старались сделать наш портал понятным и операбельным для людей, которые, возможно, не особо владеют информационными технологиями. Специально для них мы разработали подробное руководство пользователя, внедрили особый шаблон, упрощающий переписку. Мы размещаем прототипы различных договоров, о брокерских услугах, о логистике и таможенных правилах – все, что может пригодиться будущим партнерам. Также мы осуществляем постоянную клиентскую поддержку.

- Вы рассчитываете собрать "под крылом" весь казахстанский бизнес?

- Мы не думаем, что крупные казахские компании сильно нуждаются в таком инструменте, поэтому максимально ориентируемся на малый и средний бизнес. Ограничений по объему и суммам заказов у нас не предусмотрено.

- В чем главное отличие ИМЦ от других инструментов?

- Всем известно, что торговые отношения на постсоветском пространстве характеризуются наличием огромного количества посредников, что усложняет деятельность, приводит к удорожанию продукции для конечного потребителя, снижает конкурентоспособность производителей. Если рассматривать другие инструменты, такие как Yellow Pages, то мы увидим, что там тоже представлено множество юридических лиц: они регистрируются, размещают информацию о себе и своих предложениях. То же самое происходит и на электронных досках объявлений. Но ИМЦ принципиально отличается от вышеперечисленных сервисов тем, что представляет клиенту информацию исключительно по производителям, не давая размещаться посредническим фирмам. У нас есть механизм проверки, мы используем цифровую подпись, что повышает доверие к размещаемой у нас информации.

- Почему программа создания ИМЦ в рамках СНГ идет так медленно?

- На данный момент помимо нашего портала завершены ИМЦ в Украине и Беларуси, нечто похожее есть в Таджикистане. К сожалению, все действительно происходит очень медленно. Раз в два-три года главы правительств на очередной встрече вспоминают эту тему, начинают обсуждать ее и давать поручения. Последний раз такая встреча произошла в 2008 году. На тот момент у нас, в Казахстане, ничего еще не было готово, но после того, как было принято положительное решение, мы приступили к активной работе и уже в 2009 году тестировали нашу систему, а в 10-ом начали ее пилотную эксплуатацию. В этом году мы запускаем ИМЦ в промышленную эксплуатацию - активно наполняем систему информацией о казахстанских товарах и производителях. 

- Механизмы интеграции национальных ИМЦ были оговорены изначально, или это каждый раз творческая задача?

- По большей части это творческая задача. Но у нас все делалось на основе межправительственного соглашения, которое требовало интегрируемости национальных ИМЦ, поэтому в процессе работы мы писали письма в Исполком СНГ. В этих письмах мы давали разъяснения относительно функционала, который планировали реализовать, и запрашивали подтверждения, что партнеры готовы к этому.

- Как ваш ИМЦ в итоге соотносится с аналогичными порталами других стран СНГ?

- Основная функция всех ИМЦ, которая роднит их между собой – это возможность разместить информацию о предприятии и о товарах, производимых этим предприятием. При этом, национальные ИМЦ могут сильно отличаться друг от друга по функционалу и по направленности. Таджикский портал получился ориентированным исключительно на сельское хозяйство, очевидно в силу специфики национального экспорта. Белорусский портал разрабатывается Государственным центром маркетинга, который постоянно проводит исследования в области рыночной конъюнктуры, ценообразования. Поэтому белорусский ИМЦ предоставляет очень много информации именно такого рода. Мы же, в отличие от наших белорусских партнеров, не делали ставку на собственный эксклюзивный контент, сосредоточившись на развитии функциональной стороны своего ИМЦ.

Отдельного разговора заслуживает украинский портал: там сделали упор на построение мощной системы управления сайтами, которая позволит компаниям создавать свои подсайты. Мы считаем, что Украина получила хороший инструмент с точки зрения функциональности. Сложность состоит в том, что украинцы позиционируют свой портал не как национальный ИМЦ, а как центральный портал СНГ, и они ожидают, что все остальные государства начнут пользоваться их сайтом, как центральным. Но у других стран хватает ресурсов и сил, чтобы строить свои аналогичные сервисы, и удовлетворить претензии Украины на лидерство они не готовы. Украинцы правы в том, что координировать процесс взаимодействия национальных ИМЦ, согласно первоначальному плану, должно какое-то одно государство, которое создаст у себя банк данных, собирающий информацию со всех ИМЦ. Изначально было общее понимание того, что единый центр будет привязан к какой-нибудь российской торговой площадке, поскольку центром коммуникаций стран СНГ по-прежнему остается Москва, а имеющиеся у России ресурсы позволяют ей реализовать такой проект. Но в России даже национальный ИМЦ пока что существует лишь на уровне нормативных документов и общих концептуальных решений, а к технической реализации еще не приступали. В прошлом году главы правительств подписали очередное соглашение и решили обновить список членов рабочей группы. Хотелось бы верить, что принятые решения приведут к ускорению этого процесса. Мы сами очень хотим, чтобы все было интегрировано именно так, как это планировалось изначально. Объединенная система будет по определению привлекательней, чем самый лучший национальный ресурс. 

Поделиться ссылкой в:
Facebook Мой мир на Мail.ru Одноклассники ВКонтакте Google Bookmarks Twitter
Версия для печатиВставить в блог

читайте также


SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете!