пн
22
октября
первая полоса
Гавриэль Фельдман
Специальный кореспондент
Школа 2.0
Мобильный класс – это аппаратно-программный комплекс, представляющий собой тележку-сейф, которая легко раскладывается в учительский стол. Внутри сейфа оборудованы ячейки для хранения и зарядки ноутбуков преподавателя и учеников. Такие мобильные классы уже используют в Татарстане и планируют внедрить во все школы России.
15 2011 16:36

Сергей Жуков, директор программы Intel “World Ahead” в странах СНГ, заявил, что "парадигма образования смещается от фронтальной "учитель к ученику" в сторону ориентации на ученика". На практике это означает, что учитель, который был основным источником контента, потребляемого учеником, теперь становится одним из нескольких источников, а ученик начинает активно влиять на получаемый контент и создавать собственный. Другими словами, времена той средней школы, которую мы помним, подходят к концу.

Важную роль в переменах, которым подвергается образовательный процесс, играет компания ICL-КПО ВС, которая возникла в 1991 году как совместное предприятие британской компании International Computers Limited (ICL) с Казанским производственным объединением вычислительных систем (КПО ВС). Будучи тесно связанной с корпорацией Fujitsu, ICL-КПО ВС является одним из крупнейших системных интеграторов в России. В частности, компания занимается разработкой и внедрением общесистемного и прикладного ПО, защитой информации, создает автоматизированные системы управления, а также производит серверы, десктопы, ноутбуки и нетбуки под собственной торговой маркой RAY. Предприятие проводит Всероссийский турнир по программированию среди студентов и школьников, поддерживает ряд олимпиад, оказывает благотворительную помощь школам и интернатам.

Александр Витальевич Калинин, руководитель направления по работе с партнерами, говорит, что его фирма имеет давние традиции и гордится своей историей: "В 50-е годы в Казани был налажен выпуск грандиозных машин-"мейнфреймов", которые работали во всех странах СЭВ, а также в Индии и Финляндии. И, кстати, именно на нашем компьютере просчитывался полет Юрия Гагарина".

Темой нашего разговора с господином Калининым стал масштабный образовательный проект по внедрению мобильных интерактивных компьютерных классов ICLab и ICLab Mini, осуществляемый его компанией в Татарстане в рамках программы "1 ученик: 1 компьютер". Мобильный класс – это беспроводной аппаратно-программный комплекс, представляющий собой тележку-сейф, которая легко раскладывается в учительский стол. Внутри сейфа оборудованы ячейки для хранения и подзарядки ноутбуков преподавателя и учеников. "Класс" свободно перемещается как по территории школы, так и за ее пределами. Его основу составляет устройство, относящееся к типу Classmate PC - нетбук RAYbook Bi149, созданный на базе технологий Intel, который разработан специально для учеников начальной школы. Жесткий диск нетбука окружен специальным материалом, который поглощает удары, поэтому ему не страшно падение с высоты 60 см. Дисплей, клавиатура и тачпад — водонепроницаемы, корпус сделан из прорезиненного пластика, клавиатура имеет специальное антибактериальное покрытие. Свободно вращающийся по центральной оси и переворачивающийся резистивный сенсорный экран с диагональю 10,1 дюймов (тоже водонепроницаемый и устойчивый к царапинам) может превратить нетбук в планшет (датчик движения, меняющий ориентацию с альбомной на портретную, присутствует) и позволяет работать на устройстве, как рукой, так и специальным стилусом. А рисовать можно кладя руку прямо на экран, поскольку это никак не отразится на изображении. В нетбук встроены микрофон и поворотная камера разрешением 1,3 мегапикселей.

К тому же устройство отличается вполне приличными рабочими характеристиками: процессор Intel Atom N450 с частотой 1,66 ГГц, винчестер объемом 160 Гб, до 2 ГБ оперативной памяти, интегрированная графика GMA 3150, модули Wi-Fi и Bluetooth, Предусмотрены опциональная поддержка GPS, 3G и WiMAX, имеются предустановленная операционная система Microsoft Windows 7 Starter, а также большой комплект ПО для работы и творчества школьника и коммуникаций с одноклассниками и учителями. Устройство может работать без подзарядки 8,5 часов.

- Александр Витальевич, для начала простой вопрос: зачем, по-вашему, нужно предоставить каждому школьнику нетбук? Что это даст? Как компьютеризация принципиально улучшит школьное образование?

- Оснащение каждого ученика компьютером не только позволяет ему потреблять информацию в рамках образовательного процесса, но и выполнять домашние задания и развиваться в той информационной среде, которая создается вокруг него. Для того, чтобы это реализовать, нужно сделать две вещи: во-первых, оснастить детей компьютерами, во-вторых, повысить уровень преподавательского состава, поскольку преподаватель является источником и двигателем всего этого процесса. Т.е. параллельно с внедрением мобильных классов обязательно должна проводиться переподготовка преподавателей (за последние 10 лет по программе Intel “World Ahead” повысили свою квалификацию свыше 7 млн. учителей. Более 650 тыс. из них преподают в российских школах – прим. ред.).

- Можно назвать программу "1 ученик: 1 компьютер" государственной?

- Да. На государственном уровне данная программа начала реализовываться только сейчас, и именно в Республике Татарстан, которую мы представляем. Сейчас мы работаем над тем, чтобы к осени базовые школы всей республики имели мобильные классы, чтобы каждый ребенок имел возможность пользоваться этим оборудованием практически на каждом предмете, и чтобы все, что он делает на занятии при помощи специальных программных лицензий, он мог продолжать делать дома. Это один из первых шагов на пути к реализации программы "1 ученик: 1 компьютер" в масштабах всей России.

- Как относятся к программе власти Татарстана?

- Руководство республики прекрасно понимает необходимость этих процессов. У нас уже достаточно развиты информатизация государственных институтов всех уровней и электронное правительство, высок уровень информатизации коммуникаций между госучреждениями. Разработан и действует портал http://edu.tatar.ru, которым пользуются все группы участников образовательного процесса – ученики, учителя, родители. Каждый имеет свой пароль доступа, свой сегмент, откуда может получать информацию. Преподаватели могут черпать оттуда контент и использовать его для подготовки к занятиям, родители получают доступ к информации об успеваемости детей, ученики видят детализированную информацию о своей успеваемости, расписание. Все хорошо продумано, логично реализовано и продолжает развиваться. В ближайших планах перманентное развитие системы и начало ее активной эксплуатации в других регионах страны. 

- Неоднократно говорилось о том, что программа "1 человек: 1 компьютер" ставит одной из главных своих целей приобщение ребенка с самого раннего возраста к технологиям и через это повышение конкурентоспособности страны.

- Да, и поэтому государство должно поддерживать данную инициативу. Если ребенок еще не пошел в школу, государство не может дать ему необходимое оборудование и контент. Тем не менее, государство в силах предоставить недорогой широкополосный Интернет в удаленные районы. Государство в силах дать доступ к каким-то общим ресурсам, сейчас закрытым, которые позволят дистанционно обучаться. Мы знаем, что уже не первый год в России осуществляется мощная и очень благородная программа по дистанционному обучению детей-инвалидов, и надеемся, что и обучению детей из отдаленных районов начнет уделяться достаточно много внимания - программа расширится, и будет касаться не только детей-инвалидов, но и всех остальных. Уверен, что дальнейшее развитие не может проходить исключительно за счет государства – должны подключиться благотворительные фонды, частные жертвователи и родители. Но для того, чтобы дать программе жизнь, все равно нужен какой-то старт, поэтому участие государства необходимо. Все это понимают, и государство тоже начало понимать. Во многих регионах сейчас тоже приходят к осознанию необходимости реализации данной программы у себя. Кстати, фонд Олега Дерипаска "Вольное Дело" выполняет очень важную работу. В частности, в Нижегородской области и Краснодарском крае тысячи компьютеров были подарены этим фондом в школы именно для реализации этой программы (90 тыс. компьютеров – прим. ред.). 

- А не приведет ли реализация программы к тому, что дистанционное обучение начнет вытеснять школу как институт, во многом потерявший свое значение?

- Мы так не считаем. Школа все равно останется тем институтом, где централизованы более половины точек доступа к контенту, который нужен ребенку, хотя действительно, остальной контент он будет получать из дополнительных источников.

- В любом случае, программа не охватит физподготовку и уроки труда.

- Обязательно охватит. Мы выдавали по ноутбуку каждому преподавателю, в том числе и физрукам, и трудовикам. И наша статистика свидетельствует о том, что они тоже активно их используют. У них нет того образовательного контента, который есть у других, но, тем не менее, многие учителя ведут статистику по своим учащимся, применяют в обучении другие программы. Я лично видел на нашем ноутбуке продукт неизвестной разработки (он не был пиратским, но копирайт отсутствовал), который моделирует развитие ребенка на протяжении года. Т.е. инновации на уроках физкультуры тоже присутствуют.

- Зачем вам все это?

- Мы существуем как коммерческая организация, и основная наша цель – это развитие предприятия. Начав работать в сфере школьного образования, мы фактически вкладываемся в наших будущих сотрудников и партнеров. Технологии, которые предлагаются с детства, ребенок будет не только использовать, но и развивать дальше. Мы это прекрасно понимаем. Это лучшие инвестиции, которые мы можем сделать.

- Ощущаете ли Вы влияние, которое оказывает данная деятельность на имиджевую составляющую компании, или это такой "long term"?

- Скорее второе, и тут не столько имиджевая составляющая, сколько удовлетворение от собственной работы. Действуя в сфере образования, наша компания никогда не ограничивалась тем, чтобы продать оборудование, пожать руки и разойтись – мы сопровождаем, обучаем преподавателей и детей. Предприятие сотрудничает с двумя ведущими вузами региона – с Казанским Федеральным Университетом и с Казанским Техническим Университетом, где заранее начинаем готовить сотрудников для нашей компании (естественно по желанию). Наши сотрудники преподают в этих вузах. Мы ставим перед собой цель развития отрасли в республике, и это действительно происходит, поскольку Татарстан является одним из лидеров по IT среди регионов России.

Поделиться ссылкой в:
Facebook Мой мир на Мail.ru Одноклассники ВКонтакте Google Bookmarks Twitter
Версия для печатиВставить в блог

читайте также


SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете!