вт
14
июля
ит
Анна Козловская
к.ю.н., руководитель юридической практики "Анна Козловская и партнеры"
Законопроект №89417-6: черный список сайтов или черная метка для онлайн-бизнеса?
Сегодня, 31 июля, Президент РФ Владимир Путин подписал поправки к закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
31 июля 2012 19:58

Серьёзная дискуссия разгорелась вокруг законопроекта №89417-6. С 10 июля по 11 июля 2012 года в знак протеста была на сутки закрыта Русская Википедия, против законопроекта в его нынешней редакции также выступили крупные игроки интернет-рынка - Яндекс, Вконтакте, RU-Center и LiveJournal, а разделы Википедии на итальянском (it:), башкирском (ba:) и Саха (sah:) повесили у себя сообщения в поддержку забастовки.

Давайте разберемся, что же это на самом деле за страшный законопроект, расколовший надвое интернет-сообщество.

Федеральный закон № 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит поправки в следующие законы России:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
2. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи".
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Единственным достоинством данного законопроекта, на мой взгляд, является дополнение понятийного аппарата в ст. 23 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и введение на федеральном уровне понятия "сайт в сети Интернет". Наконец-то, спустя десятилетия законодатель собрался дать определение сайту!

Основной же темой дискуссий и разногласий стал так называемый в народе "черный список" - единая автоматизированная информационная систем "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – реестр). В реестр должны попадать ресурсы, на которых размещен противоправный контент.

Основаниями для попадания в реестр являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Отметим, что многие понятия, в частности "порнографические изображения несовершеннолетних", "информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" являются оценочными. Что неминуемо приведёт к злоупотреблению правом в части включения в "черный список".

В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту.

Идея защиты детей от нежелательной информации благородна и правильна. Но воспитание и защита детей – это, в первую очередь, задача родителей, затем школы. Если родители хотят вырастить здорового и счастливого ребенка, то должны заниматься его воспитанием, читать и рассказывать сказки, общаться с ребенком, объяснять что такое "плохо и хорошо", а не оставлять ребенка один на один с компьютером и телевизором. Но коли по-другому не получается, позаботиться об установке специального программного обеспечения, которое блокирует нежелательный контент.
Анализ текста законопроекта вызывает недоумение и ряд вопросов. Я не буду писать о том, о чем говорят и чем возмущены противники законопроекта, а остановлюсь на практических вопросах связи права, экономики и жизни. Ведь принимая любую новую правовую норму нужно просчитывать последствия и "стоимость введение этой нормы в жизнь".

Вот некоторые выводы по теме:
1. Фактически государство перекладывает финансирование сложной неработающей схемы блокировки нежелательных ресурсов с себя на интернет-отрасль. А это не малые деньги! По мнению председателя правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Дмитрия Буркова, затраты на техническое дооснащение провайдеров связи в случае принятия законопроекта №89417-6 составят минимум $10 млрд. Эффективность "черных списков" будет составлять максимум 60%, то есть минимум 40% отфильтрованных сайтов будут по-прежнему доступны.

Директор по проектам МТС Дмитрий Костров рассказал, что их затраты на оборудование для работы с "черными списками" могут составить порядка $50 млн только для одного оператора и только для центрального региона России, что, в конечном счете, безусловно отразится на стоимости услуг для конечного потребителя.

Затраты на приобретение технического оборудования для многих игроков рынка окажутся непосильными и они будут вынуждены закрыться.

Зачем государство в преддверии декларируемого финансового кризиса решило подорвать конкуренцию в интернет-отрасли, заставить вкладывать в неэффективные меры и увеличивать расходы на жизнь граждан?

2. Кого и что хочет защитить государство? Детей от нелегальной информации или любителей "клубнички с участием детей" от подобного контента в сети?

Если детей, то я полностью согласна с мнением управляющего партнера группы компаний Hosing Community Александра Панова: "Лучшим решением было бы сделать так: в школах и дома за это отвечают, соответственно, Министерство образования и родители. А в общественных местах, там, где есть бесплатные точки доступа, можно давать пароль только при предъявлении паспорта, наподобие того, как это организовано со спиртным".

Если же защищать латентных педофилов от нелегального контента, так следуя законом экономики – спрос рождает предложение. А в условиях ограниченного предложения – следует ждать повышение "цены производства" и возвращения нелегального видео на улицы или распространение иными подпольными путями.

Лучше бы государство вложилось в разработку специального программного обеспечения, которое определяет, кто перед монитором компьютера, ребенок или нет, и в зависимости от этого не показывает запрещённую информацию.

3. А может быть под эгидой идеи защиты детей от вредной для их здоровья информации, государство собирается решать совершенно иные задачи? Складывается впечатление, что за счёт граждан государство пытается отработать технический механизм быстрого удаления нежелательного контента из Сети. Как мы все понимаем, "черный список" без труда можно легко расширить, включив в него, например "информацию, критикующую действующую власть" и т.д.

4. Существующих механизмов борьбы с противоправным контентом, в том числе с детской порнографией, более чем достаточно. Вспомним, нашумевшую в прошлом году ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 1 февраля 2011 г. №3-ФЗ "О полиции":

вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.

Средства удаления противоправного контента есть. Пожалуйста, пользуйтесь. Или наша доблестная полиция ещё не научилась пользоваться своей компетенцией и работать с Интернетом, и поэтому государство "гениально" решило озадачить отрасль контролировать "саму себя"?

5. Совершенно не проработаны технический и юридический вопросы блокирования страниц с нелегальным контентом. В первую очередь от блокирования страниц пострадают интернет-провайдеры, социальные сети, а также все иные ресурсы, где пользователь может размещать контент без премодерации. Но не стоит думать, что если Вы не провайдер закон Вас не коснется. Закон коснется всех размещающих информацию в Сети. По нашему мнению, следует ждать новых способов захвата и разорения бизнеса, теперь уже интернет-бизнеса. Ведь так заманчиво с помощью хакеров разместить на сайте конкурента запрещённый контент, потом «настучать» в уполномоченные органы и парализовать работу сайта минимум на 3-4 дня.

6. Не ясен вопрос с территориальностью. Принятие закона "о черных списках" может спровоцировать большой отток сайтов из российских доменных зонах и с российского хостинга. При смене "юрисдикции сайта" на владельцев сайтов по закону не должно распространяться российское законодательство. Однако новый руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров считает, что будущий закон, когда вступит в силу, коснется поставщиков зарубежного контента также как и отечественного. "Законопроект никак не разделяет иностранные и не иностранные ресурсы. В этом его основной принцип. Если та или иная информация будет признана нежелательной в соответствии с критериями, указанными в законе, владельцу направляется запрос с просьбой удалить информацию. При неисполнении этого требования в течение суток IP-адрес вносится в тот самый "черный список" и доступ к информации будет закрыт на всей территории Российской Федерации".

Странная позиция, которая в том, числе, негативно отразится на репутации России в глазах международного сообщества.

7. Что бы кто ни говорил, но введение "черного списка" это фактически введение цензуры в России, красиво замаскированное под идею защиты детей. Следуя логике законодателей – нужно запрещать публиковать различную литературу для взрослых, закрывать интиммагазины. Мало ли что читают родители – ребенок может заинтересоваться и прочесть. И с определённого возраста родители отпускают ребенка гулять без сопровождения. И ведь не известно, что будет интересно ребенку и куда он забредет?

Вот так небольшой законопроект, всего в четыре статьи, может вызвать столько неблагоприятных последствий для отрасли и страны в целом.

Успокаивает, что, согласно законопроекту, создание, формирование и ведение реестра поручено Роскомнадзору. А в Роскомнадзоре большой дефицит кадров. Им бы сначала с персональными данными толком разобраться… 

Поделиться ссылкой в:
Версия для печатиВставить в блог

читайте также
фото месяца

Mriya Resort & SPA — лучший отель в Европе

новости

все новости


SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете!